Контакты Новости Напишите нам




 

Все о подшипниках

 
 
 

 

ОПК Северо-Запад осуществляет свою деятельность
в г. Санкт-Петербург.

Подшипник - часть опоры вала, непосредственно воспринимающая от него радиальные или радиально-осевые нагрузки и допускающая его вращение. Деталь опоры, приспособленная к восприятию (по отношению к оси вала) нагрузок, называется подпятником. Подшипник- широко распространённая деталь машин, механизмов, приборов и других устройств.

По принципу работы различают подшипники скольжения, в которых поверхность шейки вала скользит непосредственно по опорной поверхности, и подшипники качения, в которых между поверхностью вращающейся детали и поверхностью опоры расположены шарики или ролики. Строго разграничить области применения этих двух видов трудно. По сопротивлению вращению при малых и средних числах оборотов в минуту предпочтительнее подшипники качения, а при высоких - подшипники скольжения. По радиальным габаритам преимущество на стороне второго вида этих деталей, по осевым- на стороне первого. Подшипники качения, как продукт массового производства, дешевле подшипников скольжения. Последний может иметь цилиндрическую, коническую или шаровую форму опорной поверхности и работать в условиях сухого, смешанного (полусухого, полужидкостного) или жидкостного трения между опорной поверхностью и поверхностью шейки вала. Подшипники скольжения обычно работают при смешанном и при жидкостном трении. Простейшим таким подшипником является отверстие, расточенное непосредственно в корпусе машин. Чаще в отверстие корпуса вставляют промежуточную втулку (вкладыш) из антифрикционного материала. Такие детали работают с периодическим заполнением консистентной или жидкой смазкой и применяются только в простых механизмах и машинах. С повышением скорости вращения и требований к лёгкости, точности вращения и уменьшению износа конструкция подшипников усложняется. Их элементы выполняются с большой точностью и заключаются в корпусе с уплотнениями, что обеспечивает удержание смазки вблизи рабочих поверхностей и предохраняет его от загрязнения. Необходимое количество смазки подаётся к рабочим поверхностям деталей шприцеванием через специальные отверстия или маслёнки. Если применяется жидкая смазка, то она подаётся периодической заливкой, дозирующими маслёнками - капельницами, с помощью фитилей, методом разбрызгивания и т.п. Для правильного распределения смазки на опорной поверхности подшипников скольжения делаются смазочные канавки; для удобства монтажа и регулирования зазоров вкладыши выполняются разъемными и могут состоять из двух или нескольких секторных частей. В буксах имеется один вкладыш, который неполностью охватывает шейку. При переменных нагрузках и качательном движении иногда применяется промежуточный перфорированный вкладыш, плавающая втулка, которая при хорошей смазке уменьшает вероятность задиров. Для компенсации перекосов вала и выравнивания давления по длине вкладышей иногда обеспечивается самоустанавливаемость этих деталей. Охлаждение подшипников скольжения достигается либо за счёт естественного отвода тепла в корпус и в воздух, либо с помощью циркуляции охлаждающей жидкости в специальных каналах корпуса или сквозь вал.

Подшипники качения обычно состоят из наружного и внутреннего колец, тел качения: (шариков или роликов) и сепаратора (детали, удерживающей тела качения на определённом расстоянии друг от друга). Их различают по направлению воспринимаемой нагрузки: радиальные, радиально - упорные, упорные (подпятники); по форме тел качения и рабочих поверхностей колец: шариковые, шариковые сферические, роликовые, цилиндрические, с короткими, длинными (игольчатые) и витыми роликами, роликовые конические, роликовые сферические, роликовые сферо-конические; по количеству рядов тел качения: однорядные, двухрядные, многорядные; по способности самоустанавливаться; по степени точности и качеству выполнения: упрощённые, нормальной точности (Н), повышенной точности (П), высокой точности (В), прецизионные (А), сверхпрецизионные (С) и выполненные по особым техническим условиям: нержавеющие, антимагнитные с малым сопротивлением вращению, с маслозашитными или маслоудерживающими шайбами, с порционным запасом смазки или с самосмазывающим сепаратором и т. д. Кроме того, подшипники качения могут различаться: по способу крепления - с различными посадками на вал и в корпус, с креплением на затяжных втулках, с фланцевым креплением, с фиксацией стопорными шайбами и бортиком; по возможности разборки деталей без их разрушения и т. д.

Часто конструкция подшипников качения предусматривает сочетание одного из колец с другой деталью, например с зубчатым колесом, шкивом, с валом или корпусом и т. п. Иногда радиальные подшипники позволяют регулировать радиальный зазор за счёт упругой деформации внутреннего кольца, имеющего коническую посадочную поверхность. При соответствующем расчёте упругих деформаций и высокой точности изготовления возможно сочетание двух или нескольких радиально-упорных шариковых подшипников, обеспечивающее восприятие весьма высоких осевых и радиальных при больших скоростях вращения и повышенной жёсткости опоры. Такой же эффект достигается при точном изготовлении этих деталей с 4-точечным контактом шариков с желобами колец, что обеспечивается смещением центров кривизны каждой половины профиля.

По размерам подшипники качения изготовляют в пределах от 1,5 мм до 2600 мм по наружному диаметру и весом от 0,5 г до 3,5 т. Наиболее распространённые и широко применяемые детали стандартизованы.