Шариковый радиальный однорядный подшипник в основном предназначен для восприятия радиальных нагрузок, но может воспринимать большие осевые нагрузки.
Шарикоподшипник обеспечивает осевое фиксирование вала в пределах своего осевого зазора, удовлетворительно работает при перекосе колец на угол не более 8', является наиболее массовым типом подшипников.
При осевых нагрузках следует прим подшипники с увеличенными зазорами.
Шарикоподшипник обычно выполняют со стальным штампованным (змейковым) сепаратором, состоящим из двух половин, соединенных заклепками. При высоких скоростях (более 15 м/с на шейке вала) применяют массивные сепараторы.
Подшипник заполняют шариками при взаимном радиальном смещении колец. Подшипник выполняют также с канавками для ввода шариков (тип 70000), что позволяет увеличить число шариков в подшипнике и его радиальную грузоподъемность на 40 %; осевую нагрузку такой подшипник не воспринимает.
Радиальный двухрядный сферический шарикоподшипник предназначен для восприятия радиальных нагрузок в условиях возможности значительных (до 1,5...4°) перекосов колец подшипников вследствие несоосности отверстий под подшипники (в разных корпусах) и больших упругих деформаций валов. Подшипник допускает осевую фиксацию вала и очень небольшую осевую нагрузку.
Дорожку качения наружного кольца выполняют по сферической поверхности, описанной из центра подшипника, что обеспечивает подшипнику самоустанавливаемость. Подшипник обычно выполняют со стальным штампованным сепаратором так называемого лепесткового типа. При скорости на шейке вала выше 10 м/с следует применять массивные сепараторы.
Радиально-упорный шарикоподшипник предназначен для восприятия совместно действующих радиальных и односторонних осевых нагрузок. Может воспринимать чисто осевую нагрузку. Применяется преимущественно при средних и высоких частотах вращения.
Один из бортов наружного или внутреннего кольца срезан почти полностью, что позволяет закладывать в подшипник на 45 % больше шариков того же диаметра, чем в обычный радиальный подшипник.
Подшипник выполняют с номинальными углами контакта шариков с кольцами а = 12° (тип 36000), а = 26° (тип 46000) и а = 36° (тип 66000). Радиальная грузоподъемность этих подшипников больше, чем радиальных однорядных подшипников, на 30...40 %. Основной тип применяемых сепараторов - массивный. Шарикоподшипник выполняют неразъемным (его сборку и разборку осуществляют с нагревом наружного кольца) и разъемным со съемным наружным кольцом. Подшипники часто устанавливают по два и более в опору, что обеспечивает большую грузоподъемность опоры, способность воспринимать двусторонние осевые нагрузки, возможность выборки зазора и создания предварительного натяга. Подшипники с а > 20° на валах, кроме коротких, устанавливают по два в опоре.
Радиально-упорный двухрядный шарикоподшипник предназначен для восприятия значительных радиальных, осевых и комбинированных нагрузок в условиях высоких требований к жесткости. Изготовляется с предварительным натягом.
Шариковый радиально-упорный однорядный подшипник с разъемным внутренним (или наружным) кольцом и контактом в трех или четырех точках предназначен для работы при радиальных и двусторонних осевых нагрузках в условиях стесненных габаритов по оси. Радиальная грузоподъемность при четырехточечном контакте и повышенном числе шариков выше грузоподъемности однорядных радиальных подшипников.
Упорный шарикоподшипник предназначен для приятия односторонних осевых нагрузок. Удовлетворительно работает при низких и средних частотах вращения, когда скорость на валу не более 5... 10 м/с (верхние значения - для подшипников легких серий средних размеров). При высоких частотах вращения подшипник работает плохо вследствие центробежных сил и гироскопических моментов, действующих на шарики. На горизонтальных валах он работает хуже, чем на вертикальных, и требует хорошей регулировки или постоянного поджатия колец пружинами.
Одно кольцо шарикоподшипника устанавливается на вал по посадке с натягом.
Подшипник может выполняться co сферическими подкладками-шайбами, которые компенсируют неточности изготовления деталей подшипникового узла (вследствие неизбежных толчков и вибраций неподвижное кольцо занимает положение, перпендикулярное к оси вращения вала). Однако вследствие значительного трения на опорной поверхности подшипник не может полностью самоустанавливаться за каждый оборот и компенсировать изогнутость вала или неперпендикулярность к оси вращения опорной поверхности заплечика вала под кольцо подшипника.
Шарикоподшипник может выполняться двусторонним со средним, закрепляемым на валу кольцом, имеющим два желоба.
Для деталей большого диаметра (до 4 м) выполнение колец подшипников представляет большие технологические трудности; поэтому каждое кольцо иногда заменяют двумя расположенными в специальных канавках кольцами из проволоки, между которыми катятся шарики.
|