Контакты Новости Напишите нам




 

Подшипники скольжения

 
 
 

Опора вращающихся деталей, работающих в условиях скольжения поверхности цапфы по поверхности подшипника -это подшипник скольжения.

По направлению воспринимаемых нагру­зок их разделяют на две основные группы: радиальные, предназначенные для восприятия нагру­зок, перпендикулярных к оси вала, и упор­ные для восприятия осевых нагрузок. При совместном действии радиальных и отно­сительно небольших осевых нагрузок пре­имущественно применяют совмещенные опоры, в которых осевые нагрузки вос­принимаются торцами вкладышей. Приме­няют также подшипник скольжения вместе с подпятниками качения.

Для работы без износа или с малым износом подшипники должны смазы­ваться. Доминирующее распространение имеют подшипники с жидкостной смазкой. Применяют также подшипники из самосмазывающихся материалов, с твердосмазочными покрытиями, с пластич­ными и газообразными смазочными ма­териалами.

Для того чтобы между трущимися по­верхностями мог длительно существовать масляный слой, в нем должно быть избы­точное давление, которое самовозникает в слое жидкости при вращении цапфы (гидродинамическая смазка) или созда­ется насосом  (гидростатическая смазка).

Основное практическое применение имеет подшипник скольжения с гидродинамической смазкой.

Вращающийся вал под действием внеш­ней нагрузки занимает в подшипнике эксцентричное положение. Масло увлекается в клиновой зазор между валом и вкладышем и создает гидродинамическую поддерживающую силу. Гидродинамическое давление по длине подшипника распределяется неравномерно. При отсутствии начальных и упругих перекосов цапфы в подшипнике скольжения давление масла вследствие торцового истечения изменяется по параболе с показателем степени 2,2...2,3 и снижается до нуля у концов подшипника. При перекосах эпюра распределения давления становится несимметричной.

Гидродинамическую смазку в подшипниках можно обеспечить в очень широм диапазоне условий работы, кроме очень малых скоростей.

Подшипник скольжения в современном машиностроении значительно меньше применяется, чем подшипники качения. Однако они сохранили    некоторые важнейшие области, где имеют преимущественное или равное применение с подшипниками качения. Широко применяют:

1. Подшипники, которые необходимо по условиям сборки выполнять paзъемными (например,   для    коленчатых валов).

2. Подшипники   особо   тяжелых   валов, для которых может потребоваться индивидуальное изготовление подшипников качения и они могут оказаться существенно дороже.

3. Подшипники, подверженные большим вибрационным нагрузкам и ударам, которые применяют из-за значительного демпфирующего действия масляного   слоя и способности воспринимать ударные нагрузки.

4. Подшипники, требующие очень малых диаметральных размеров, в частности подшипники близко расположенных валов.

5. Подшипники для особо точного и равномерного вращения  и точного поворота - гидростатические.

6. Подшипники для особо высоких частот вращения - газовые и электромагнитные.

Кроме   того,   подшипник скольжения применяют во вспомогательных    тихоходных малоответственных механизмах.

Он состоит из корпуса, вклады­шей, поддерживающих вал, а также смазывающих и защитных устройств.

Корпус подшипника может представлять собой отдельную литую или парную  деталь,   присоединяемую   к   машине или выполняться за одно целое с неподвижной корпусной деталью (например, с рамой  машины) или с подвижной деталью (например, с шатуном).

Корпуса подшипника скольжения выполняют цельными или разъемными.

Цельные корпуса проще в изготовлении и жестче, чем разъемные. Зато они требуют осевого монтажа  вала, что для тяжелых валов представляет существенные трудности. Поэтому цельные корпуса применяют для валов небольших диаметров. Для коленчатых валов они неприменимы. Иногда корпуса подшипника скольжения выполняют с фланцами.

При разъемах корпуса облегчается монтаж валов, такие  корпуса допускают регулирование зазоров в подшипнике сближением крышки и корпуса. Разъемные корпуса имеют основное применение в машиностроении, особенно в тяжелом. Стык корпуса и крышки выполняют параллельным основанию или    перпендикулярным нагрузке. Стык надо выполнять таким, чтобы давление распределялось по нему ­равномерно. Иначе при затяжке крепежных винтов возможна деформация крышки, ведущая к искажению рабочей поверхности. Во избежание боковых смещений крышки относительно корпуса плоскость разъема выполняют ступенчатой или предусматривают центрирующие штифты.