Контакты Новости Напишите нам




 

Подшипники качения

 
 
 

Назначение   подшипников - поддерживать вращающиеся валы и оси в пространстве, обеспечивая им возможность вращения или качания, и воспринимать действу­ющие на них нагрузки. Подшипник качения - это опоры вращающихся или качающихся деталей, использующие элементы   качения   (шарики или   ролики) и   работающие на основе трения качения.

Подлинник качения состоит из следующих деталей: а)  наружного и внутреннего  колец  с  дорожками качения; б) тел качения (шариков или роликов);   в) сепараторов,   разделяющих и направляющих тела качения. В совмещенных опорах одно или оба кольца могут отсутствовать. В них тела качении катятся непосредственно по канавкам вала или корпуса.

Подшипниковые узлы, кроме собственно подшипника качения, включают корпуса с крышками, устройства для крепления колец подшипников, защитные и смазочные устройства.

Подшипники качения - группа деталей, наиболее широко стандартизованных в международном масштабе, взаимозаменяемых и изготовляемых в массовом производстве. В настоящее время подшипники качения являются основными видами опор в машинах.

Основные достоинства подшипника качения по сравнению с подшипником скольжения:

1) меньшие моменты сил трения теплообразования; малая зависимость моментов сил трения от скорости; значительно меньшие (в 5-10 раз), чем в подшипниках скольжения, пусковые моменты;

2) значительно меньшие требования по уходу, меньший расход смазочных   материалов;

3) большая несущая способность на единицу ширины подшипника;

4) значительно меньший расход цветных металлов, меньшие требования к материалу и к термической обработке валов.

К недостаткам подшипника качения относятся: повышенные диаметральные габариты, высокие контактные напряжения и поэтому ограниченный срок службы при большом его рассеянии, высокая стоимость уникальных подшипников при мелкосерийном производстве, меньшая способность демпфировать колебания, чем у подшипников скольжения, повышенный шум при высоких частотах вращения.

Отечественная промышленность по выпуску подшипников занимает лидирующее место в Европе.

Подшипники в диапазоне внутренних диаметров 3...10 мм стандартизованы через 1 мм, до 20 мм - через 2...3 мм, до 110 - через 5 мм, до 200 мм - через 10 мм, до 500 мм - через 20 мм и т. д. Подшипник качения разделяют по направлению восприни­маемой нагрузки на:

радиальные, предназначенные для чисто радиальной нагрузки или способные также фиксировать валы в осевом направлении и воспринимать небольшие   осевые нагрузки;

радиально-упорные для комбинированной радиальной и осевой нагрузки; упорные, предназначенные для осевой нагрузки, и упорно-радиальные для осевой и небольшой радиальной нагрузки.

По форме тел качения подшипники качения раз­деляют на шариковые и роликовые. Шари­коподшипники выполняют для всех рассмотренных выше групп по направлению воспринимаемой   нагрузки.

Роликоподшипники выполняют следую­щих типов:

цилиндрические с короткими цилинд­рическими роликами, сферические с роликами бочкообразной формы и игольчатые (рис. 17.2, е) - все радиальные;

конические с коническими роликами радиально-упорные и упорные с цилиндрическими, коническими или боч­кообразными роликами.

Шарикоподшипники в среднем более быстроходны. Роликоподшипники имеют более высокую (в среднем на 50...70 %) грузоподъемность.

По числу рядов тел качения подшипни­ки делят на однорядные (имеющие основ­ное распространение), двух- и многоряд­ные.

По признаку самоустанавливаемости подшипники делят на:

1) несамоустанавливающиеся - все шарико- и роликоподшипники, кроме сферических, из них однорядные шарикопод­шипники с двухточечным касанием можно рассматривать как ограничено самоуста­навливающиеся;

2) самоустанавливающиеся сфериче­ские.

Подшипник качения выполняют в стан­дартных габаритах. По габаритным размерам подшипники разделяют на размерные серии: по радиальным габаритным разме­рам - на сверхлегкие  (две серии), особо легкие (две серии), легкие, средние, тяжелые (всего семь серий); по ширине - на узкие, нормальные, широкие и особо широкие. Основное распростра­нение имеют особо легкие, легкие и сред­ние серии подшипников.

Подшипники  имеют условные обозначения, составляемые из цифр и букв.

Две первые цифры, считая справа, обозначают для подшипников с внутренним диамет­ром от 20 до 495 мм внутренний диаметр подшипников, деленный на 5 (иначе для обозначения размера пришлось бы занять три цифры). Третья цифра справа совместно с седьмой обозначают серию подшипников всех диаметров, кроме малых (до 9 мм). Основная из особо легких серий обозначается цифрой 1, легкая - 2, средняя - 3, тяжелая - 4,   легкая   широкая - 5, средняя широкая - 6 и т. д.

Четвертая справа цифра обозначает тип подшипника качения:

радиальный   шариковый   однорядный...............0

радиальный   шариковый   двухрядный   сфе­рический  .............    1

радиальный  с  короткими  цилиндрическими роликами ..............    2

радиальный  роликовый двухрядный сферический..............      3

роликовый с длинными цилиндрическими роликами или иглами.........    4

роликовый с витыми роликами.....    5

радиально-упорный шариковый.....    6

роликовый конический  ........    7

упорный шариковый .........    8

упорный  роликовый  .........    9

Пятая или пятая и шестая справа цифры, вводимые не для всех подшипников, обозначают конструктивные особенности подшипника качения, например угол  контакта шариков в радиально-упорных подшипниках, наличие стопорной канавки на наружном кольце, наличие встроенных уплотнений и т. д.

Цифры 6; 5; 4 и 2, стоящие через тире (разделительный знак) перед условным обозначением подшипника, обозначают его класс точности, в порядке возрастания точности. Класс 0 не указывается.

Примеры обозначений подшипников класса точности 0: шариковые радиальные однорядные с внутренним диаметром 50 мм легкой серии 210, средней - 310, тяжелой - 410. Роликоподшипники с внутренним диаметром 80 мм, с короткими цилиндрическими роликами и бортами на внутреннем кольце легкой серии - 2216, средней - 2316, тяжелой - 2416, конические легкой серии - 7216, легкой широкой - 7516, средней - 7316, средней широкой - 7616.

Первый из указанных в примерах подшипников качения класса точности 5 имеет обозначение 5-210.